1
Статья ДОС "Школа как фактор социализации личности" (на заметку школьному психологу)

Разделы: Школьная психологическая служба

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки [11]. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется...

0 0
2

Удивительно, но многие дети не любят школу, а некоторые (не обижайтесь педагоги) даже ненавидят её. Почему такое возможно? Попробуем разобраться. Взрослые часто даже представить не могут, что творится в школьных классах. Встретил на просторах инета любопытный материал. Не поленитесь, почитайте!


- Что представляет из себя коллектив школьников? Это группа людей, которых насильно поместили в один класс. Они не объединены общими интересами или целями. Они не являются друзьями и не занимаются одним делом. При всем при этом эти люди вынуждены много времени проводить друг с другом. В таких обществах часто власть захватывают самые агрессивные, подавляющие люди. Как в армии. Или тюрьме.

Эти агрессивные люди начинают кого-нибудь травить. Появляются те, кто травит и те, кто молчаливо с этим соглашается. Все они воспринимают сложившиеся отношения как нормальные, а такое отношение друг к другу как должное. И это длится в течении десяти...

0 0
3

Хочу признать: я не всегда был таким умным, и не всегда так здорово понимал интересы детей, однако весь мой жизненный опыт и опыт общения и с собственным сыном и его учителями, и с дочкой близкого мне человека, и ее учителями, позволяет мне иметь мнение, и то, что пишет автор этой статьи я вполне поодерживаю. Уверен статья имеет как сторонников, так и противников, я понимаю сторонников и буду рад услышать всех, кто имеет другие взгляды или мнения.

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы,...

0 0
4

Курсовая работа на тему: Роль школы в социализации личности

Оглавление
1. Введение
2. Развитие школы как образовательного института в мировой практике: исторический аспект
3. Школа как фактор социализации
4. Школа – воспитательная организация
5. Общение: специфика школьной жизнедеятельности
6. Заключение
7. Литература

Введение

В человеке его человеческие черты формируются только потому, что с первого в своей жизни вдоха он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией.
Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь...

0 0
5

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ»

На тему: «Социализация личности»

Студент(ка)________________________

__________________________________

№зачетной книжки__________________

Факультет_________________________

Курс______________________________

Группа____________________________

Специальность_____________________

Адрес_____________________________

Руководитель______________________

__________________________________

Архангельск

2009

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему...

0 0
6
Роль школы в социализации ребенка 09 января 2014 г. 0

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их...

0 0
7
Лекция 6. Школа как институт социализации

В результате изучения главы студент должен:

знать

• исторический контекст формирования школы как образовательного института;

• возрастные особенности обучающихся трех образовательных степеней общего образования;

уметь

• различать современный и предшествующие этапы развития школы как образовательного института;

• выделять условия социально-психологического развития школьников на разных образовательных ступенях;

владеть

• представлениями об этапах социализации школьника в условиях образовательного института.

Становление школы как института социализации

С момента своего возникновения школа являлась не только транслятором культуры – знаний, умений и навыков, но и выполняла функцию воспитания, т.е. обеспечивала социально-психологическое развитие своих учеников. Но сами цели развития никогда не формулировались внутри образовательного учреждения – они всегда задавались...

0 0
8

ВВЕДЕНИЕ

Конструирование социального мира осуществляется не в вакууме. Важную роль в этом процессе играет не только прошлый опыт индивида или группы, но вся система социальных институтов, в которой кристаллизована совокупность разнообразных социальных связей. К таким институтам нужно отнести: семью, школу, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения. Каждый из этих институтов может оказывать противоречивое по своей направленности воздействие на то, как у человека формируется картина социального мира.

В разработанной У. Бронфенбреннером модели социальных влияний на процесс социализации выделены три уровня: микроуровень, к которому относится семья, школьный класс, группа сверстников; своеобразный промежуточный уровень, который представлен не теми группами, куда непосредственно включен ребенок, но теми взрослыми, через посредство которых это влияние оказывается (например, это может быть организация, где работает один из родителей: она...

0 0
9
1. Понятие социализации

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать...

0 0
10

На всех стадиях социализации воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще, определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Институты, группы или отдельные люди, которые способствуют социализации, называют, в свою очередь, агентами социализации.

На дотрудовой стадии социализации институтами социализации выступают в период раннего детства, прежде всего, семьяи детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в...

0 0
11

Процесс социализации, как и процесс получения знаний, начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Становление личности ребенка происходит в общении с окружающими, в познании мира природы, в усвоении нравственных и этических установок. Процесс всестороннего развития неотделим от школьного обучения.

Именно в школе ребенок впервые знакомится с такими понятиями, как социальный статус, материальный достаток, вероисповедание и т.д. В последние годы ученики столичных школ все сильнее начинают ощущать расслоение общества. Школы города уже давно делятся на отстающие и престижные. За то, чтобы ребенка приняли в престижную школу, родители платят, оказывают материальную помощь школе, дарят подарки учителям и т.д.

В конце прошлого года стартовал эксперимент по электронной записи детей в учебные заведения, по итогам которого более 80 московских школ не смогли укомплектовать первые классы. Решение проблемы чиновники от образования видят в укрупнении и слиянии школ,...

0 0
12

Группа сверстников как институт социализации

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах... Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.»[1]
В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него «как инструкторы, как модели для подражания и как источники подкрепления».[2]

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы...

0 0
13
опустим, в школе 6 уроков. Ребёнок общается с товарищами 10 минут до уроков, 10 минут после уроков и час с мелочью во время всех перемен. Итого -- полтора часа в день.

И что -- полтора часа в день называются общением? Гораздо эффективнее было бы играть те же самые полтора часа в футбол -- там было бы не только общение, но ещё и общее дело -- игра в команде. Зачем же страдать ради этих убогих полутора часов целый день?

На самом деле, дело вовсе не в "умении общаться". Дело -- в среде общения. Школа, а затем институт, часто дают ученику определённый круг знакомств, в котором в дальнейшем проходит его жизнь. Возможно, Вы обращали внимание, что судьбы выпускников одного класса или одной группы в институте часто складываются похоже? Из какого-то класса получаются сплошь наркоманы, из какого-то -- программисты. Это не случайно.

Директора школ, кстати, это и не скрывают. В частных беседах они соглашаются с тем, что знаний школа не даёт. Главную задачу школы они видят в том,...

0 0
14

Институты и агенты социализации

Успешный переход молодежи к взрослой жизни обеспечивается за счет эффективного функционирования традиционных институтов социализации — семьи, образования. Однако в современных условиях данные институты социализации, или агенты социализации, как их принято еще называть, уступают свои позиции другим агентам социализации, влияние которых быстро увеличивается в формирующемся информационном обществе. Речь идет о таких агентах социализации, как СМИ и Интернет, оказывающих сильнейшее воздействие на формирование молодой личности. Виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему свободу действий для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления внутриличностных и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.д. Сетевая среда (Интернет), усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности,...

0 0
15
Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети...

0 0
16
1. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Ведущими же условиями являются успешное воспитание и образование человека (19, 47).

Социализация и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом...

0 0