1

Современные школьники и классическая литература: разрыв во времени

Есть определённая проблема в обучении литературе современных школьников: они изучают литературные произведения писателей прошлого и позапрошлого века, где присутствуют многие незнакомые им реалии. Это не только предметы устаревшего быта, функции и название которых незнакомы детям, такие, например, как сани, лапти, коромысла – предметы крестьянского быта 19 века и т.д., это и реалии социальной жизни людей прошлых веков. Зачем франт Онегин надевает на прогулку широкий боливар? Почему Герасим не ушёл от барыни, когда она потребовала утопить его любимую собаку? Почему Базаров не сразу подал руку Кирсанову? И в самом деле, почему? Мысль о том, что дворянин может отказаться пожать руку врачу-разночинцу не потому, что имеет к нему какую-то личную неприязнь, а потому, что не считает его себе равным, им не приходит в голову. Парадоксально, но в данном случае даже живая наблюдательность и сметливость, которые...

0 0
2

Я не берусь делать какие-то выводы «за и против» – своё «за» я уже обозначила как оппонент: «Классика – это эталон. Без классики не воспитать духовно-нравственного человека. Массовая литература – это «чтиво» для эмоционального допинга, а не для полёта мысли. И, главное, только дружа с классикой, можно научиться говорить грамотно, образно и убедительно». Я просто познакомлю вас, уважаемые читатели, с мнением людей, которое, возможно, будет интересно. А соглашаться - не соглашаться с этим мнением, выразить свой взгляд – это ваше право. Но нам очень хотелось бы услышать и ваш голос. Пишите!

Итак, Евгений Викторович Соснин, библиотекарь, кандидат филологических наук, модератор встречи, в ходе дискуссии обозначил основные проблемы. И хотя иногда оппоненты уходили в сторону, в центре внимания оставались такие вопросы, как:


- Какие аспекты классики сохраняют актуальность в наши дни, а какие действительно устарели?

- Читает ли молодёжь классику и...

0 0
3
Франц Кафка "Перевоплощение"

Зарубежная литература, 11 класс

Жизненный и творческий путь писателя. Кафка - австрийский писатель-модернист. Своеобразие мировоззрения и его художественного воплощения в рассказе «Перевоплощение». Грегор Замзам и его семья. Особенности стиля Кафки, специфика сочетание...

Джеймс Джойс "Джакомо Джойс"

Зарубежная литература, 11 класс

Жизненный и творческий путь писателя. Джойс - ирландский писатель-модернист. Характерные черты поэтики модернистских произведений Джойса: «поток сознания», элемент пародийности и ироничности, ярко выраженная интертекстуальность. Психологическое...

Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Зарубежная литература, 11 класс

Жизненный и творческий путь русского писателя М. Булгакова. Булгаков и Киев. Творческий путь писателя к «внутренней эмиграции». Роман «Мастер и Маргарита» как вершина его творчества. Проблематика и система...

0 0
4
Изучение русской классической литературы в современной школе

Задача современной школы посредством школьного предмета приобщить юных воспитанников к высшей литературной классике. Потенциал произведений русской литературы, отобранных для школьных программ, как считают эксперты, должен быть ориентирован на такие факторы, которые способны не допустить процессов морально-эстетической и духовной трансформации и деградации новых поколений, которые постепенно теряют звание читающей нации. Изменение акцентов на ценностные приоритеты, уменьшение престижности филологических знаний и образования являются причинами этих процессов.

Обществу необходимо решительно избавиться от негласного мифа о том, что художественная литература, как школьный предмет, теряет значение и ведущую роль. Таким образом, литературная классика станет своеобразным вызовом, заставляя, его непосредственно продемонстрировать изначально заложенную способность подняться до уровня классики, а не являться безнадежными...

0 0
5
Татевская школа

Из книги «Народная школа Рачинского»

Прежде чем начать разговор о создании профессором С.А. Рачинским (1833–1902) в 70-х гг.XIX в. образцовой сельской школы, мы должны поглядеть на ту действительность советского времени, которая была создана путём отказа от системы образования на основе Священного Писания и традиций русской церковной культуры.

«С первых шагов “на ниве просвещения” я оказался в тупике. Подлинную историю России можно было с лёгкостью перечеркнуть, а классическая литература представала набором эстетически-обличительных сюжетов, направленных против “воинствующих угнетателей и мракобесов”. Мне пришлось в рамках школьной программы ввести некий курс религиозного ликбеза. История и литература тут соприкасались. Ну, действительно: для чего равноапостольные братья Кирилл и Мефодий одарили нас (славян) возможностью читать? Для того, чтобы мы читали Священное Писание. Что это за концепция “Москва – Третий Рим”? Изъять этот стержневой вопрос –...

0 0
6

Как свидетельствуют социологические опросы, и исследования россияне являются одной из самых читаемых наций в мире. Однако увлечение литературой не всегда происходит в том направлении, в котором его хотелось бы видеть. Большинство людей склонны к чтению низкопробных произведений, прочитав которое на следующий день просто забываешь, о чем читал. Что читать, не может навязать ни одно решение или мероприятие проводимое в рамках «литература для чтения», однако подсказать и направить читателей в нужное русло это задача руководства министерств и ведомств отвечающих за культурное воспитание нации.

Сориентироваться в такой сложной ситуации помогают и социологические опросы, которые показывают практически стопроцентное состояние дел в том или ином вопросе. Очень интересными оказались данные последнего социологического опроса, который был посвящен вопросу «Что читают россияне?». В опросе приняло участие более 2 тысяч человек, возраст которых превышает 16 лет, а проживают они в крупных...

0 0